Главная / ОТДЫХ / В 2020 году российские авиакомпании потерпели убытков почти на 125 млрд рублей

В 2020 году российские авиакомпании потерпели убытков почти на 125 млрд рублей

РБК проанализировал бухгалтерскую отчетность российских авиакомпаний за 2020 год. По итогам исследования выяснилось, что 15 компаний, которые приняли на себя 93,5% всего пассажиропотока, достигли суммарного чистого убытка на сумму почти 125 млрд рублей против 4 млрд руб. за 2019 год.

 

В 2020 году российские авиакомпании потерпели убытков почти на 125 млрд рублей

 

3 авиакомпании потерпели больше всего убытков: «Аэрофлот» (96,53 млрд руб), «Уральские авиалинии» (5,85 млрд руб.) и «Сибирь» (бренд S7, 5,23 млрд руб.)

РБК сообщает, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) прогнозировала, что авиаперевозчики за 2020 год понесут еще больше убытков — 200–250 млрд руб.

«Чистый убыток показывает не все [в деятельности авиакомпаний], надо смотреть его источник. В своей работе мы оцениваем данные формы № 67-ГА, в которой идет речь об операционных результатах», — рассказал РБК представитель АЭВТ.

Причинами того, что убыток компаний достиг такого высокого показателя, является падение пассажиропотока на 46% в следствие коронавирусных ограничений, а также приостановка авиасообщения с другими странами в конце марта 2020 года.

У «Аэрофлота» пассажиропоток сократился на 61% — это больше среднего показателя по отрасли в целом. Аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова объяснила, что данное явления абсолютно логично, поскольку другие авиакомпании меньше «Аэрофлота», а также имеют большую долю внутренних перевозок. Доля пассажиров, которые пользовались услугами «Аэрофлота» и которые летали по международным направлениям, — 53%, у остальных авиакомпаний этот показатель составляет 42%.

Пассажиропоток «Уральских авиалиний» в 2020 сократился на 41%, однако компании удалось сохранить пятое место по объему перевозок (5,6 млн человек).

S7 в 2020 году потеряла 12% пассажиров. Аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова отметила, что на внутренних направлениях трафик S7 снизился на 13% против 23% по другим авиакомпаниям. Исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев объяснил, что S7 смогла реализовать набор антикризисных мер, например, начала перевозить грузы и сократила затраты на персонал.

«В то время как перевозчики, развивающие хабовую модель в московских аэропортах, пострадали из-за жесткого локдауна в российской столице, S7 пришлось легче, так как уже несколько лет важным стыковочным узлом для этой авиакомпании является новосибирский аэропорт Толмачево», — добавил Олег Пантелеев в разговоре с РБК.

По итогам 2020 года «Победа» стала единственной авиакомпанией из топ-15, которая смогла закончить год с чистой прибылью (1,4 млрд руб. против 4,9 млрд. руб. за 2019 год). Компания не выполняла полетов в течение апреля и мая 2020 года, однако пассажиропоток упал всего на 12%.

Меньше всего пассажиропоток сократился у авиакомпании «Азимут», которая потеряла всего 2%. Компания специализируется на полетах на юг России. Павел Удод, председатель совета директоров компании, ранее сообщал РБК, что «Азимут» смог завершить 2020 год с небольшой чистой прибылью, однако, согласно официально опубликованной отчетности, это не так: убыток за 2020 год составил 145,9 млрд. руб, а чистая прибыль за 2019 год была на уровне 84,5%.

«Мы действительно рассчитывали закончить 2020 год с символической чистой прибылью. Но в итоге, „на бумаге“, получили чистый убыток. По факту у нас положительный денежный поток», — пояснил сейчас Павел Удод РБК такой результат.

Аналитики «ВТБ Капитала» прогнозируют, что в 2021 году авиакомпании также понесут убытки: ожидается, что они составят около 40 млрд руб. — треть от совокупного убытка 2020 года. Оценка проводилась по 35 крупнейшим авиакомпаниям.

Сергей Зайцев, старший эксперт авиационной практики Bain & Company, считает, что 2021 год тоже будет сложным для авиакомпаний, поскольку международное авиасообщение по-прежнему работает в ограниченном режиме, а конкуренция на внутрироссийских направлениях будет расти. Росту внутренних перевозок поспособствует в том числе и приостановка авиасообщения между Россией и Турцией с 15 апреля до 1 июня.